« Метод проектов и его применение в обучении» В современном мире
основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное
развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение
работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на
усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет
эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный
на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в
достижении этих целей играет метод проектов. |
Этот
дидактическая технология не является принципиально новым в мировой педагогике.
В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством
С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся
использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод
проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его в России
не было.
В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом
проблем, и он был связан с идеями, разработанными философом и педагогом
Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.
Метод
проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным способом.
Метод
проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов.
Метод
проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Причины широкого
распространения метода проектов.
- ·
необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить
приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными
знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- ·
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- ·
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными
культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- ·
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими
методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с
разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность «метода проектов».
- ·
развитие познавательных навыков учащихся;
- ·
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- ·
развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- ·
развитие критического мышления.
Типология проектов
·
Типологические признаки:
- •
Доминирующая в проекте деятельность;
- •
Предметно-содержательная область;
- •
Характер координации проекта;
- •
Характер контактов проекта;
- •
Количество участников проекта;
- •
Продолжительность проекта.
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
- •
Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
- •
Ролевые, игровые (распределение ролей);
- •
Творческие (итог – спектакль, альбом);
- •
Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья,
реферат);
- •
Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью:
- •
Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в
ходе серии уроков);
- •
Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации:
- •
С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников,
организует отдельные этапы);
- •
Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный
участник).
По количеству участников:
- •
Индивидуальные;
- •
Парные (между парами участников);
- •
Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения:
- •
Краткосрочные (несколько уроков);
- •
Среднесрочные (от недели до месяца);
- •
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы выполнения проекта
Параметры внешней оценки проекта:
- •
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
- •
корректность используемых методов исследования и метода обработки
получаемых результатов;
- •
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
- •
коллективный характер принимаемых решений;
- •
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- •
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение
знаний из других областей;
- •
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои
заключения, выводы;
- •
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- •
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность
ответов каждого члена группы.
Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение
определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного
экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан,
на умение работать с различными источниками информации.
Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему
личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также
разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые),
дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).